
История судебных процессов над животными: от грызунов-вредителей до свиней-убийц
Судебные процессы над животными велись на протяжении веков, но особенно популярны они были в Европе в XV–XVII веках.

Сегодня в залах судебных заседаний люди предстают перед судьями и присяжными. Они отвечают за порчу имущества, убийства и другие преступления. Но в прошлом такие же процессы проходили и с животными. Суды над животными были распространены в Европе с 1400 по 1700 год. Что же это были за суды?
Крысы, саранча, свиньи и ослы предстали перед судом. Их обвиняли в разных правонарушениях. Некоторым даже предоставили адвокатов.
Существовали два типа судебных процессов над животными: светские и церковные. Домашние и сельскохозяйственные животные находились под контролем хозяев и представали перед светскими судами. Вредители, такие как крысы, считались подконтрольными Богу и рассматривались церковными судами.
Суды над животными стали похожи на обычные процессы над людьми. Если животных признавали виновными, их могли изгнать или даже применить более строгие меры.
Свиньи, коровы и другие неожиданные нарушители закона
В 1457 году в Савиньи, Франция, произошло одно из самых известных судебных разбирательств, связанных с животными. В «Книге дней» Роберта Чемберса за 1869 год зафиксировано обвинение свиноматки и шести её поросят в убийстве и поедании ребёнка.
Чемберс рассказал, что свинью признали виновной и приговорили к смерти. Поросят оправдали из-за их возраста, негативного влияния матери и отсутствия доказательств их вины.
Свиньи часто становились фигурантами судебных процессов. В европейских деревнях они могли свободно бродить, вырастая большими и агрессивными. Иногда они нападали на маленьких детей.
В 1386 году в Нормандии свинью приговорили к смерти за убийство младенца в колыбели. Животное облачили в белую рубашку и повели на виселицу. На казнь собрался весь город. Некоторые фермеры привели своих свиней в надежде, что после увиденного они не будут повторять подобное.
Другие домашние животные тоже становились объектами судебных разбирательств. В 1474 году в Базеле, Швейцария, петуха обвинили в том, что он снёс яйцо. В те времена такое поведение считалось неестественным и связывали с колдовством. Обвинители утверждали, что яйцо можно использовать в магии. Государственный защитник возразил, что петух не мог действовать по своей воле, поэтому не должен нести ответственность. Но в итоге петуха вместе с яйцом сожгли.

В прошлом людей иногда судили вместе с их питомцами. В 1750 году крестьянина Жака обвинили в содомии с ослом. Обе стороны признали виновными. Но свидетель, который выступил в защиту осла, подтвердил его невинность. Осла оправдали, а Жака сожгли.
В 1662 году в Коннектикуте произошёл аналогичный случай. Уильям Поттер якобы совершил «противоестественное деяние» с несколькими животными: коровами, овцами и свиньями. Всех их признали виновными, и Поттеру пришлось смотреть, как умирают его питомцы, прежде чем его самого казнили через повешение.
Суды проходили не только над домашними животными.
Как церковные суды судили животных
Дикие животные и вредители, такие как саранча, мухи и улитки, не принадлежали людям, поэтому их нельзя было просто поймать и казнить. Вместо этого их отлучали от церкви или произносили над ними проклятия. Церковные служители читали им предупреждения на полях, где они обитали.
В 1510 году адвокат Бартоломью Шассени выступал в защиту стаи крыс, которых обвиняли в уничтожении урожая. Когда крысы не пришли на заседание, Шассени объяснил их отсутствие страхом перед местными кошками, которые свободно бродили по улицам. Суд оказался в затруднительном положении и в итоге закрыл дело.

Эдвард П. Эванс в книге 1906 года «Уголовное наказание и смертная казнь животных» отмечал, что крысам нередко «писали дружеские письма с настоятельной просьбой покинуть дом, где их присутствие было нежелательным».
В 1519 году в итальянском городке Стельвио подали иск против грызунов — предположительно, кротов или мышей. Они якобы портили урожай. Адвокат убедил суд, что эти животные полезны для почвы и заслуживают не наказания, а изгнания.
Суды над животными проводились не только в Европе, но и в других странах. Хотя большинство таких случаев зафиксировано во Франции, Швейцарии и Италии, их можно встретить и в Бразилии, Новой Зеландии, а также в Конго.
Тем не менее, остается вопрос: почему кто-то решил, что имеет смысл судить животных?
Завершение судебных разбирательств с участием животных
Современные исследователи выделяют несколько причин, почему в Средние века устраивали суды над животными. Одна из них связана с верой общества в естественный порядок, установленный Богом, где люди занимали главенствующее положение. Когда этот порядок нарушался, например, если свинья убивала ребёнка, общество считало необходимым принять официальные меры для восстановления справедливости. Некоторые процессы также удовлетворяли стремление людей к возмездию после шокирующих преступлений.
Публичные суды над животными служили не только наказанием, но и предупреждением для остальных. Власти стремились продемонстрировать, что преступления не остаются без последствий, и что ни один нарушитель закона — будь то человек или животное — не избежит ответственности.
Возможно, был и финансовый интерес. В 2013 году в журнале «The Journal of Law & Economics» экономист Питер Лисон написал статью, в которой утверждал, что церковные обряды по изгнанию вредителей увеличивали сбор десятины. Люди больше доверяли церкви и охотнее платили десятину, видя, как она осуждает вредителей.

В Средние века люди воспринимали животных как разумных существ, что сегодня кажется необычным. В то время владельцы проводили с животными до 16 часов в день, что усиливало их привязанность и сочувствие.
С развитием науки и разума в эпоху Просвещения суды над животными стали исчезать. Мыслители начали сомневаться в целесообразности наказания существ, которые не способны различать добро и зло. Примерно в то же время появилась концепция невменяемости, которая освобождала от ответственности. Это стало важным шагом в системе правосудия.
Суды над животными не прекратились и в начале XX века. В 1906 году в Швейцарии собаку приговорили к смерти за участие в ограблении, которое привело к убийству. В 1920-х годах в Индиане шимпанзе обвинили в курении в неположенном месте во время циркового представления. А в 2008 году в Македонии медведя судили за кражу мёда у пчеловода. Поскольку медведь принадлежал к охраняемому виду, правительство возместило ущерб.
Сегодня эта идея кажется нам забавной, но суды над животными многое рассказывают о прошлом. Они показывают, как люди пытались понять трагические и непредсказуемые события, происходящими вокруг них. Эти суды напоминают нам, что даже самые необычные обычаи часто имели глубокий смысл для тех, кто их практиковал.
Источник: https://allthatsinteresting.com