Вендиго из легенд коренных американцев, Сфинкс из Древнего Египта и Кракен, который, как говорят, терроризирует океан, — познакомьтесь с этими и другими мифическими существами.

В каждой культуре есть свой монстр, и каждый из них рассказывает свою историю о том, что преследует или пугает нас. Мифологические существа — это, по сути, воплощение наших самых глубоких страхов.

Истории, которые оставили нам наши предки о героях, победивших мифологических существ, были не просто рассказами. Они передавали наше стремление к контролю над древним миром, который часто казался непостижимым и даже пугающим.

Мы почти не изменились с тех пор, как наши предки верили в суеверия.

Мы по-прежнему восхищаемся древними чудовищами и героями, которые их победили. Некоторые из этих мифических существ и их пугающие легенды вам хорошо знакомы, а о других вы, возможно, никогда не слышали.

Вендиго

В 1661 году группа иезуитских миссионеров отправилась в путешествие по землям алгонкинов — коренного американского племени, проживавшего в лесах вдоль реки Оттава. Это была уже не первая их экспедиция в эти края: ранее они уже посещали эти территории, но на этот раз их постигла неудача — они столкнулись с неизвестной болезнью.

Иезуиты, прибывшие на замену и чтобы поддержать своих заболевших братьев, были наслышаны о трудностях в миссии. Однако, когда они добрались до места назначения, их постигло ещё большее потрясение, чем они могли себе представить.

В своих отчетах они писали: «Эти несчастные люди были поражены недугом, который сделал их настолько жаждущими человеческой плоти, что они нападали на женщин, детей и даже на мужчин, словно настоящие оборотни. Они пожирали их с жадностью, не в силах утолить свой голод, постоянно искали новую добычу, и чем больше они ели, тем больше им хотелось».

По слухам, именно так могло выглядеть мифологическое существо, известное как Вендиго.
Источник: Surnaturel TJ Chaîne de Paranormal/YouTube

Миссионеры, которых они пришли заменить, стали каннибалами. Для христианских братьев это было невероятно, но племя алгонкинов было хорошо осведомлено о произошедшем. Они считали, что эти люди были одержимы мифологическим существом, известным как вендиго.

Согласно легендам, вендиго были страшными существами, которые питались человеческой плотью и бродили по землям, прилегающим к Великим озёрам. Их тела были истощены, рёбра выступали сквозь тонкую бледную кожу, а глаза глубоко запали в глазницы. Они были похожи на людей, которые умерли от голода и теперь, спустя неделю после того, как покинули мир живых, бродили по земле, словно призраки.

Вендиго, никогда не знавший сытости, нападал на людей и пожирал их плоть. С каждой новой жертвой он становился всё больше и сильнее, пока не превратился в огромного, жаждущего крови великана, который возвышался над деревьями.

Народ племени алгонкинов исполняют ритуальный танец. 
Источник: Wikimedia Commons

Индейцы племени алгонкинов считали, что эти миссионеры превратились в вендиго и начали убивать своих соотечественников.

Подобные ситуации не были редкостью, особенно в периоды голода и суровых зим. Племя всегда было готово к этому. Они устраивали грандиозные праздники, где танцевали и пели, надеясь отпугнуть мифическое существо.

Вероятно, люди были настолько голодны, что сошли с ума и стали каннибалами. Но идея об этих мифологических существах, должно быть, служила утешением для алгонкинов. Это был способ объяснить, как голод мог заставить хороших и порядочных людей совершать ужасные поступки.

Калупалик

Дети инуитов, проживающие в Арктике, знали, что нельзя приближаться к кромке воды. Они верили, что там, под ледяным покровом, их поджидает страшный Калупалик.

Инуитским детям рассказывали, что первым признаком приближения Калупалика будет жуткий отдалённый гул его песни под водой. Но если Калупалик был слишком нетерпелив и не мог ждать, он начинал мягко постукивать пальцами по льду у них под ногами.

Калупалик появлялся лишь на мгновение, а затем исчезал. Он выпрыгивал из воды, его длинные острые ногти впивались в тело жертвы, утаскивая её под воду. Перед смертью жертва успевала мельком увидеть его лицо, напоминающее женское, позеленевшее и раздувшееся от разложения под водой.

Инуитская девочка и её мать на льду. Источник: Wikimedia Commons

Калупалик помещал свою жертву в огромный мешок, который носил на спине, и нырял обратно в море.

Жертва могла пережить несколько последних мгновений невыносимой боли в ледяных глубинах арктических вод. Ледяная вода заполняла их открывшийся в крике рот, и они чувствовали, как их кровь застывает в жилах. Сквозь толщу воды они различали далёкие, едва слышные голоса своих близких, которые звали их по имени.

Вероятно, инуитские дети слушали истории о «Калупалике», чтобы понять, как важно быть осторожными и не приближаться к опасным ледяным водам Арктики.

Минотавр

Афинские юноши и девушки в лабиринте Минотавра. Источник: Wikimedia Commons

Легенда о Минотавре начинается с истории о жертвоприношении семерых юношей и семерых девушек. Их отправляют в лабиринт на острове Крит, где они проводят несколько дней, блуждая по тёмным каменным залам и запутанным переходам. С каждым шагом они понимают, что приближаются к Минотавру.

Согласно мифу, жители Афин, чтобы определить, кто отправится в лабиринт, тянули жребий. Царь Крита Минос в отместку за смерть своего сына принудил царя Афин Эгея платить дань, и эти люди должны были стать жертвой этой расплаты.

Как бы осторожны они ни были, Минотавр всегда находил несчастных. Они мельком видели его ужасное лицо в темноте, но прежде чем успевали закричать, чудовище пожирало их тела, разрывая на части своими мощными руками.

Тесей, победивший Минотавра (1791), Шарль-Эдуард Шез (1759-1798).
Источник: Wikimedia Commons

Согласно греческой легенде, Минотавр был чудовищем с человеческим телом и головой быка. Он появился на свет благодаря Пасифае, супруге царя Крита Миноса, и быку. Настоящее имя Минотавра – Астерион. Ему не позволили жить нормальной жизнью, потому что царь Минос стыдился поступка своей жены. Он также боялся необузданной ярости, таившейся в сердце чудовища, и потому заточил его в лабиринте. Минотавр мог существовать только благодаря человеческим жертвам, которые служили ему пищей.

Мифологический Минотавр был не просто вымыслом, основанным на древних суевериях. Согласно Плутарху, греческому писателю и философу, эта история, как и многие другие мифы о фантастических существах, имела под собой реальные исторические основания.

Как утверждает Плутарх, царь Минос каждый год проводил гимнастические состязания в память о своём сыне Андрогее. Победителю этих соревнований царь даровал в награду афинских подростков.

На первых таких состязаниях победил жестокий военачальник по имени Тавр. Получив в награду афинских подростков, он стал обращаться с ними с невероятной жестокостью и высокомерием. Его поведение было настолько ужасным, что со временем история была искажена, и Тавр стал настоящим монстром.

В греческой мифологии есть герой Тесей, который победил Минотавра. Однако в реальной истории не было героя, который спас бы детей от жестокого полководца Тавра.

Василиск

Рисунок василиска из средневекового бестиария XIII века. Источник: Wikimedia Commons

В 1587 году в Варшаве пропала пятилетняя девочка. Она играла с подружкой, но когда девочка не вернулась домой, её мать и служанка начали поиски.

Девочки были найдены в подвале дома, в котором уже 30 лет никто не жил. Их неподвижные тела лежали у подножия лестницы.

Мать девочки осталась наверху, а служанка спустилась по старым, шатким ступенькам в темноту. Однако, не успев дойти до конца лестницы, она внезапно остановилась и оцепенела.

В городе говорили, что она застыла, потому что смотрела в глаза василиску — зверю, который убивает одним взглядом.

Василиск пугает маленького пастушка. Источник: Wikimedia Commons

Жители Варшавы, вероятно, не были первыми, кто столкнулся с василиском. Согласно римским легендам, это мифическое существо когда-то обитало в древнем городе Кирена, который сейчас находится на территории современной Ливии.

Василиск — это мифологическое существо, настолько опасное, что один его взгляд способен убить. Даже если вы будете ждать, пока он уйдёт, за ним останется след из яда. Как писал Плиний Старший, римский писатель, ни один человек не мог убить василиска. Если бы кто-то пронзил его копьём, яд попал бы на оружие и убил бы того, кто попытался это сделать.

Возможно, это было настоящее животное — или, по крайней мере, его увеличенная копия. В Ливии обитают кобры, которые способны плеваться ядом. Возможно, истории о смертоносной слюне этих змей были преувеличены, пока не появились слухи о том, что они могут убивать взглядом.

В Варшаве, как правило, не встречаются кобры. Но в 1587 году жители города утверждали, что видели чудовище. Чтобы поймать его, они решили отправить заключённого по имени Иоганн Фаурер в логово змеи в зеркальном костюме. Его задачей было вытащить змею с помощью граблей.

По словам врача, который утверждал, что видел это мифическое существо:

«Это был настоящий василиск. Он обладал головой петуха, глазами жабы, гребнем, похожим на корону, а его бородавчатая и чешуйчатая кожа была «покрыта пятнами, как у ядовитых животных». Хвост василиска был изогнут и загибался за спину».

Возможно, это был всего лишь плод воображения, и люди увидели монстра там, где его совсем не ждали. Но в том подвале действительно что-то произошло, и жители города были вынуждены искать объяснение тому, что случилось с теми девочками.

Ниан

Ниан нападает на деревню. Источник: Andrea Wang/YouTube

В деревнях древнего Китая не было большего страха, чем день, когда раз в год Ниан спускался со своей горы в поисках пищи.

Ничто не могло остановить Ниана. Он был бессмертен, и никакое оружие не могло причинить ему вред. Время тоже не имело над ним власти. Всё, что могли сделать жители древнего Китая, — это закрыть окна, запереть двери, спрятаться под кроватями и молиться, чтобы Ниан оставил их в живых.

Горожане, укрывшись в своих домах, могли лишь наблюдать, как чудовище, похожее на льва, вторгается в их мир. У него была плоская морда, увенчанная двумя огромными рогами, а из пасти торчали острые как бритва зубы. Существо было огромным, больше слона или любого другого существа, обитающего на Земле.

Если людям везло, Ниан опустошал их запасы зерна и съедал всю еду, которую они с таким трудом сберегли. Но если им не удавалось спрятаться, и Ниан обнаруживал людей, он нападал на них. Его острые рога пронзали тела, а мощные зубы разрывали на части, чтобы потом пожирать их по кусочкам. Ниан не выбирал, кто станет его жертвой, но больше всего он наслаждался плотью детей.

Мужчина в костюме Ниана на Весеннем фестивале. Источник: Bobo Boom/Flickr

На протяжении веков Ниан опустошал сельские земли на окраине Китая, пока однажды не появился отважный старик, который решил сразиться с ним и одержал победу.

Затем он раскрыл свою истинную природу — он был богом в человеческом облике — и научил людей, как защитить свои города.

«Вы не можете убить демона Ниана, но у вас есть возможность держать его на расстоянии.

Зверя легко напугать. Ему не нравится красный цвет, он боится громких звуков и необычных существ.

Поэтому сегодня вечером уделите внимание своей деревне! Украсьте её в красных тонах, повесьте красные таблички на каждую дверь и создайте шумные звуки с помощью барабанов, музыки и фейерверков. А чтобы защитить детей, подарите им маски и фонарики.

До сих пор во время празднования фестиваля Весны жители Китая зажигают фейерверки, бьют в барабаны и украшают свои города в красный цвет.

Согласно легенде, только этот праздник может защитить дома людей от мифологических существ. Но если люди когда-нибудь забудут о своих традициях и перестанут его отмечать, Ниан вернётся.

Химера

Изображение химеры, созданное Якопо Лигоцци между 1590 и 1610 годами. Химера впервые упоминается в «Илиаде» Гомера, которая была написана в IX–VIII веках до нашей эры.

Если посмотреть на химеру под определённым углом, то на мгновение можно подумать, что это лев. Однако стоит химере повернуться, как становится ясно, что у неё козья голова, выступающая из середины тела.

Хвост, покрытый зелёной чешуёй, блестел на солнце. На его конце сияли два жёлтых глаза, а под ними извивался скользкий язык, издавая шипящие звуки. Из пасти вытекала ядовитая жидкость.

Это была настоящая химера — безумное слияние зверей, которые боролись за жизнь, пытаясь вырваться из своего общего тела. Каждый зверь словно стремился к свободе, проявляя свою индивидуальность.

Древнегреческое блюдо, созданное в 350–340 годах до нашей эры, украшено изображением химеры.
Источник: Wikimedia Commons

Это мифологическое существо не только внушало страх своим внешним видом, но и обладало невероятной силой. Из козлиной головы в центре его тела вырывалось пламя, способное с легкостью испепелить человека.

В греческих мифах Химера предстает перед нами как порождение Тифона, ужасного змея, и Ехидны — полуженщины-полузмеи. Но, вероятно, источником этой истории были хетты — народ, принадлежащий к индоевропейской группе, который жил в бронзовом веке.

До того как греки начали рассказывать свои мифы о Химере, хетты уже повествовали о подобном существе. У них химера изображалась как животное с женской головой вместо козьей и орлиными крыльями.

В конце концов, греческая культура вытеснила хеттскую, и история о Химере превратилась в легенду о гораздо более ужасном существе, о котором мы слышим и сегодня. Это был страшный зверь, с которым герои пытались сразиться в бою — и обычно терпели неудачу.

Наиболее известная легенда о химере повествует о Беллерофонте, который вступил в сражение с чудовищем на крылатом коне Пегасе. Беллерофонту удалось вонзить копье в глотку химеры как раз перед тем, как она успела выпустить огненный шар. Пламя, бушующее внутри существа, было настолько мощным, что расплавило металл копья, заполнив горло химеры и лишив её возможности дышать.

Кракен

Кракен схватил корабль, готовясь утащить его на дно. Pierre Denys de Montfort/Wikimedia Commons

В XVIII веке норвежский епископ Эрик Понтоппидан утверждал, что Кракен не был вымыслом. По его словам, норвежские рыбаки неоднократно видели это чудовище, обычно в жаркие летние дни.

«Когда чудовище всплывает на поверхность, над морем поднимаются его блестящие рога. Вытягиваются в длину, набухают, наливаясь кровью. Они возвышаются над водой, как мачты корабля средних размеров. Это, по-видимому, руки животного, и говорят, если ухватится он ими даже за самое большое судно, то может утащить его на дно. Наши рыбаки единодушно утверждают, что иногда, отплыв на несколько миль от берега и достигнув известного места с глубиной в 80 или 100 саженей, они находят там глубину лишь в 20–30 саженей, а то и меньше. Здесь тучами разная рыба вьется, много трески и морских щук, поэтому они и заключают, что на дне лежит кракен <…> Иногда два–три десятка лодок ловят рыбу, и только одна у рыбаков забота — за глубиной следить: остается она прежней или уменьшается. Если море мелеет, значит, кракен поднимается к поверхности: нельзя здесь больше оставаться. Рыбаки бросают ловлю, берутся за весла и уплывают побыстрее».

Эта картина была написана примерно в 1856-1885 годах и изображает легендарного мифологического существа кракена, который схватил моряка.

Это был Кракен — самое крупное и опасное морское чудовище. Выныривая на поверхность, он растягивался в длину, как десять военных кораблей, поставленных рядом. У него были огромные щупальца, которые могли затянуть корабль и его команду в бездну. Но даже если бы Кракен не нападал на вас, его огромные размеры при погружении создавали такой водоворот, который мог засосать под воду целый флот.

Есть сведения, что это мифологическое существо появлялось в море ещё в XIII веке. Легенда гласит, что исландский герой-викинг Орвар-Одд принял его за остров и чуть не оказался в его пасти.

Кракен — это легендарное существо, которое уже много веков будоражит наше воображение.

Возможно, рыбаки с норвежского побережья были правы. Хотя не существует такого крупного существа, как настоящий Кракен, учёные недавно обнаружили гигантского кальмара, весившего 270 кг. Вероятно, мифологическое существо было просто преувеличенным описанием настоящего океанического монстра.

Кто знает, может быть, где-то под водой плавает ещё более гигантский кальмар, который только и ждёт, чтобы его заметили. Он достаточно велик, чтобы разорвать корабль на части.

Грутсланг

Иллюстрация Грутсланга, изображающая его в собственном логове.
Jeff McArthur/Wikimedia Commons

Согласно южноафриканской легенде, великий и ужасный Грутсланг был одним из первых созданий, созданных богами. В то время как люди были лишь первобытной слизью, ожидающей своего формирования, боги создали огромного и могущественного змея, который был крупнее слона и умнее любого современного человека.

Это было ошибкой. Боги только начинали постигать тайны создания жизни и ещё не осознавали, как опасно порождать что-то столь могущественное, как эта огромная змея. Она могла обвиться вокруг любого существа и в мгновение ока лишить его жизни.

Они пытались исправить ситуацию. Боги хотели уничтожить всех Грутслангов, которые жили на Земле. Они разделили их силы и распределили между двумя видами: слонами и змеями. Но одному Грутслангу удалось сбежать. Он стал родоначальником целого вида мифологических существ, которых сами боги назвали «смертельной ошибкой».

Сетчатый питон, один из крупнейших известных видов змей, кажется крошечным по сравнению с предполагаемыми размерами Грутсланга.
Источник: Wikimedia Commons

Когда первые европейцы пришли в Конго, местные жители поведали им о Грутсланге, мифическом существе, которое до сих пор обитает в глубине их земель. Эти существа якобы живут в бездонных ямах и огромных пещерах, которые простирались на 80 километров в поперечнике.

Многие Грутсланги были одержимы грудами сверкающих бриллиантов, которые они охраняли с особым рвением. Возможно, местные жители использовали миф о Грутслангах, чтобы отпугнуть колонизаторов.

Говорят, что самый известный Грутсланг живёт в пещере в национальном парке Рихтерсвелд, который находится в северо-западной части Южной Африки, недалеко от границы с Намибией. Он поджидает тех, кто осмелится войти в его владения. По легенде, Грутсланг заманивает слонов в пещеру, где они становятся его добычей: он раздавливает их и проглатывает целиком. Это делает его одним из самых ужасных мифологических существ в истории.

Гидра

Гидра, нарисованная для бестиария «Подземелья и драконы», который представляет собой сборник иллюстраций с изображениями мифологических существ и монстров.
Источник: LadyofHats/Wikimedia Commons

Многоголовая мифическая Гидра была настолько ужасна, что большинство людей не смогли бы пережить встречу с ней. Её тело было наполнено таким количеством яда, что даже дыхание Гидры было ядовитым. Воздух в её логове был наполнен ядовитыми испарениями, и любой, кто вдыхал его, наполнял свои лёгкие кислотой, которая разъедала их изнутри.

Если кому-то удавалось преодолеть смертоносный воздух логова, он оказывался перед глазами огромного существа, похожего на дракона, с девятью головами. И что бы ни делали, победить Гидру было невозможно.

Если кому-то удавалось отрубить одну из голов этого мифического существа, на её месте вырастали две новые. Единственный способ остановить повторное появление — это применить огонь. Но даже в этом случае последняя голова Гидры оставалась бессмертной. Гидра никогда не могла умереть.

Картина, написанная Марко Маркетти в 1555–1556 годах, изображает героический подвиг Геракла и Иолая, которые побеждают лернейскую гидру.

Головы Гидры напоминали змеиные, и некоторые полагали, что это отражение древнего страха перед змеями. По словам древнеримских авторов, это мифологическое существо изначально представляло собой одноглавую змею, у которой голова не отрастала вновь после отсечения. Постепенно Гидра превратилась в неубиваемого зверя, известного нам сегодня благодаря мифам о подвигах Геракла.

Убийство Гидры стало вторым подвигом Геракла. Он призвал своего племянника Иолая присоединиться к нему в этом опасном деле. Иолай прижигал раны гидры горящими головнями, чтобы головы не отрастали вновь. Когда осталась только одна бессмертная голова, Геракл сразил её волшебным мечом, подаренным ему богиней Афиной.

Но даже после этого голова продолжала метаться и издавать крики. Она не хотела умирать, хотя и была отделена от тела. Геракл вырыл для неё яму и похоронил под огромным валуном. Там она оказалась в ловушке, раздавленная и запертая, но всё ещё живая, обречённая на вечные страдания.

Сфинкс

Большой Сфинкс в Египте 1867-1899 гг. Источник: Wikimedia Commons

Миф о Сфинксе является одним из самых древних, так как некоторые его версии можно найти в легендах, датируемых 9500 годом до нашей эры.

Сфинкс стал наиболее известен благодаря своим величественным статуям в Египте. Обычно его изображают в виде льва с человеческой головой. Для египтян эти мифологические существа были олицетворением величия и могущества. Часто их лица напоминают лица царей, вероятно, чтобы показать, что правители были полубогами — наполовину львами, наполовину людьми.

Когда греки заимствовали образ Сфинкса, они воспринимали его как символ зла. В их представлении Сфинкс представал как существо женского пола с крыльями и змеиным хвостом. Люди верили, что это жестокий и разумный зверь, который перед тем, как убить и съесть свою жертву, любит с ней играть.

Эдип и Сфинкс, Гюстав Моро, 1864. Источник: Wikimedia Commons

Сегодня самой известной историей об этих мифологических существах является история Эдипа. По пути в Фивы Эдип встретил Сфингу, которая задала ему знаменитую загадку:  «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх?

Она была уверена, что он потерпит неудачу, и надеялась, что сможет убить его. Но когда Эдип правильно ответил: «Человек», чудовище бросилось с вершины горы в пропасть.

Не совсем ясно, что именно символизирует Сфинкс. Некоторые считают, что для египтян Сфинкс был талисманом великой силы и служил входом в загробную жизнь. В соответствии с греческими представлениями, победить Сфинкса можно только благодаря острому уму. Это наводит на мысль, что мифологическое существо олицетворяет стремление людей постоянно искать способы победить смерть.

Пульгасари

Мифическое существо Пульгасари, изображённое в северокорейском пропагандистском фильме 1985 года. Источник: Zsolt Dienes/YouTube

Пульгасари известен благодаря северокорейскому пропагандистскому фильму. По приказу Ким Чен Ира правительство организовало похищение талантливого южнокорейского режиссёра Син Сан Ока с целью создания фильма в духе «Годзиллы» с коммунистическим подтекстом.

Согласно оригинальной легенде, Пульгасари был создан буддийским монахом. Когда жестокий правитель издал указ о заключении всех буддийских монахов в тюрьму, монах спрятался в стенном шкафу своей сестры. Чтобы скоротать время в укрытии, он решил создать маленькое существо из пропаренных рисовых зерен. К его удивлению, существо ожило. Заметив, что оно голодно, добрый монах накормил его тем, что смог найти: стальными иглами.

Плакат северокорейского пропагандистского фильма «Пульгасари», вышедшего в 1985 году. Источник: Wikimedia Commons

Пульгасари увеличивался в размерах с каждой проглоченной иглой. Вскоре он стал больше самого высокого здания, но все еще оставался голодным и жадно поглощал любой металл, который ему удавалось найти. Его появление в городе вызывало страх и ужас.

Говорят, что его уродливое и ужасное тело напоминало гигантского, вытянутого медведя. Уши и нос свисали вниз, как у слона, а каждый дюйм его кожи был покрыт острыми, зазубренными иглами.

Армия предприняла попытку уничтожить его, но ни меч, ни стрелы не могли нанести ему вреда. В итоге его прозвали «不可杀», что в переводе с корейского означает «неубиваемый». С течением времени это название трансформировалось в «Булгасал», а затем в «Пульгасари».

В отчаянии губернатор приказал своим людям поджечь огромное чудовище, но даже это не остановило его. Охваченный пламенем, зверь продолжал бегать по улицам, поджигая всё на своём пути, пока город не был полностью разрушен.

Пульгасари — это не просто плод фантазии северокорейских пропагандистов. Это древнее мифологическое существо, которое на протяжении веков было неотъемлемой частью истории Кореи.