
Под шедевром Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах», которому уже 500 лет, был обнаружен скрытый набросок
Благодаря передовым технологиям удалось обнаружить набросок шедевра Леонардо да Винчи, который был скрыт под готовым изделием. Кроме того, были найдены отпечатки рук самого художника.

Источник изображения: The National Gallery
Посетители Национальной галереи в Лондоне, восхищаясь картиной Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах», созданной в XV веке, даже не догадывались, что находится под ней. Как оказалось, в течение последних пятисот лет никто не знал об этом.
Как сообщает CNN, недавний научный анализ картины с помощью инновационных методов инфракрасной и гиперспектральной съёмки обнаружил отпечатки рук Да Винчи, а также ранние наброски, скрытые под окончательным вариантом работы.
На первых, более ранних набросках, ангел и младенец Иисус изображены в несколько отличающихся позах. Эксперты полагают, что позже Леонардо Да Винчи изменил угол, под которым был нарисован Христос, чтобы более четко показать его фигуру в профиль.
«В этой заброшенной композиции обе фигуры расположены выше, при этом ангел, который обращён лицом наружу, смотрит на Младенца Христа сверху вниз, словно крепко обнимая его», — говорится в заявлении Национальной галереи.
По информации издания Live Science, процесс визуализации, который был использован для изучения того, что скрывается под готовой картиной, оказался технически сложным. Хотя исследователи обнаружили следы скрытого подмалёвка ещё в 2005 году, современные технологии позволили рассмотреть работу с большей чёткостью, чем когда-либо прежде.
Чтобы полностью исследовать подмалёвок, учёные использовали несколько методов: инфракрасную рефлектографию, рентгенофлуоресцентное (XFR) сканирование и гиперспектральную визуализацию. Первый метод они начали применять ещё в 2005 году, когда заметили, что, возможно, подмалёвок существовал изначально.
Хотя мазки были скрыты под многочисленными слоями краски и, казалось, не имели четких границ, они не могли укрыться от инфракрасного света. В то же время, сканирование с помощью XFR позволило обнаружить отдельные элементы, которые становились видимыми под воздействием рентгеновского излучения.
«Эти новые изображения были обнаружены благодаря тому, что рисунки были выполнены из материала, содержащего небольшое количество цинка. Это позволило увидеть его на макрорентгенофлуоресцентных (MA-XRF) картах, которые показывают наличие этого химического элемента, а также с помощью новых инфракрасных и гиперспектральных изображений», — сообщили в галерее.

В парижской версии заметно изменены волосы и цвета двух младенцев.
Набросок под лондонской версией демонстрирует, как Леонардо да Винчи работал над окончательным вариантом картины.
Источник изображения: Wikimedia Commons
Гиперспектральная съёмка — это метод, который регистрирует электромагнитное излучение, исходящее от объекта в различных спектрах. Благодаря этому можно увидеть мельчайшие детали, которые невозможно различить при использовании одного лишь какого-либо одного спектра.
Сцена, изображённая на картине, где мы видим Деву Марию, Младенца Иисуса и младенца Святого Иоанна Крестителя, представляет собой вторую версию, созданную Леонардо да Винчи. Первая версия, датируемая примерно 1483 годом, была продана частному клиенту, и в настоящее время она хранится в Лувре.
Продажа была совершена в ходе конфликта с церковью, которая стремилась получить картину. В ходе исследований был обнаружен подмалёвок, который продемонстрировал заметные расхождения с оригиналом. Однако окончательная версия оказалась гораздо ближе к оригиналу, и в итоге была продана церкви.
«Вторая версия — это не просто репродукция», — говорится в сообщении галереи. «Наряду со значительными изменениями в фигурах, автор также использует эту версию для изучения новых световых эффектов, основанных на его собственных исследованиях в области оптики и физиологии человеческого зрения».

С тех пор для получения более детального изображения применялись рентгенофлуоресцентное сканирование и гиперспектральная съёмка.
Источник изображения: The National Gallery
Национальная галерея объявила, что в ближайшее время могут быть раскрыты дополнительные детали.
Сейчас продолжается обработка информации, полученной в результате недавнего научного анализа.
Картина «Мадонна в скалах» стала центральным экспонатом выставки «Леонардо: познайте шедевр», которая проходила в галерее с 9 ноября 2019 года по 12 января 2020 года.